Профилактика суицидального поведения у подростков
14.11.2016
«Самоубийство – это мольба о помощи,
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в семье. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий, на нем срывают гнев. Бывает и так, что родители ссорятся, а у ребенка, воспринимающего себя частью отца и матери, развивается внутренний конфликт. И та агрессия, которая должна направляться на родителей, в итоге обращается на себя, число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Причины самоубийств многообразны и корень их не только в личностных особенностях ребенка и окружающей его психотравмирующей обстановке, но и в социально-экономической и нравственной организации общества.Самоубийство – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – более широкое понятие, включающее в себя суицидальные покушения. В группу лиц, подверженных суициду, входят подростки с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся вызывающим или криминальным поведением, включающим физическое насилие,относящиеся к себе сверхкритично, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; - несоответствие между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; В зависимости от типа личности проявляется различная склонность к суицидальному поведению: 36% суицидов совершают истероиды, 33% -инфантильные эмоционально лабильные подростки, 13% - астенические личности. Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на внешние и внутренние: Внешние:психические заболевания и пограничные состояния,экстремальные условия жизни или работы,утрата престижа,пьянство, наркомания; Внутренние: неадекватная самооценка,отсутствие целей и интереса к жизни,особенности характера,сниженная способность к эмоциональным нагрузкам. Большинство подростков, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как стремление обратить на себя внимание, завоевать любовь или освободиться от проблем, от чувства страха, отчаяния.Диагностика предсуицидального поведения имеет важное профилактическое значение. Подростки нуждаются в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии.
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он обозначил проблему, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Таким образом родители, педагоги, медицинские работники, социальные работники и просто неравнодушные люди могут предупредить суицид. Знание категорий самоубийств, типов личности поможет оказать квалифицированную помощь страдающим подросткам. Участковой педиатрической службой совместно с фельдшерами школ проводится профилактическая работа на прикрепленных участках и в школах, направленная на исключение нахождения подростков в ситуации, преставляющей опасность их здоровью и жизни. Педиатры активно участвуют в выявлении неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, в выявлении источников негативного воздействия на несовершеннолетних, которые могут способствовать к совершению суицида. Подростковый врач нарколог – психиатр принимает активное участие в проведении лекций и бесед в школах на темы: «Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким», « Жизнь и здоровье – это единственное благо,которое каждый отнимает у себя сам». Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья,боязнь причинить себе физический ущерб», «Учет общественного мнения», «Наличие жизненных,творческих,семейных планов, замыслов», «Важная роль родителей в профилактике депрессий у детей», «Профилактика депрессий-профилактика суицидов», Внесение разнообразий в обыденную жизнь, соблюдение режима дня, вселять в детей уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание, осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками, снять психологическое напряжение в психотравмирующей, ситуации; уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение; Формировать компенсаторные механизмы поведения, Формировать адекватное отношение к жизни и смерти. |